About subsidizing socially significant exchange commodities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the issues of subsidizing, which are very relevant in the light of recent discussions on improving the mechanisms of direct and implicit price subsidies. The paper discusses the issues of subsidizing of socially important goods, which include, for example, oil refinery products, liquefied gas and others, provides formulas for the amount of subsidies, determining the cost of subsidizing, the trader's margin from the exchange price. These calculations will contribute to the correct planning of regional budgets for subsidies.

Full Text

В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Казахстан (далее – РК) субсидиями являются невозвратные платежи из бюджета, которые предоставляются физическим и юридическим лицам только при отсутствии другого способа выполнения государственных функций и реализации социально-экономических задач развития республики или региона в случаях, предусмотренных законодательными актами РК [1].

Другими словами, субсидирование представляет собой форму связи органов власти или финансовых центров, реализуется через безвозвратную денежную помощь и имеет целевой характер. Кроме того, субсидии предоставляются в условиях софинансирования, или, иными словами, дополнительного финансирования [2].

Правительству РК предстоит решать одновременно две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: с одной стороны, внедрение рыночных механизмов регулирования для повышения конкуренции и развития экономики, с другой – удержание роста цен и субсидирование социально-значимых товаров и услуг для защиты уязвимых слоев населения (малоимущие, пенсионеры и т.д.).

В настоящее время субсидирование социально-значимых товаров, в числе которых находятся продукты переработки нефти, сжиженный газ и др., осуществляется за счет производителей, которые эти значительные убытки перекладывают на затраты других видов выпускаемой продукции, тем самым снижая конкурентоспособность производства. Данный подход не только уменьшает выплаты в бюджет и не учитывает региональные особенности, но и откладывает на неопределенный срок внедрение рыночных механизмов регулирования рыка. Кроме того, не является прозрачной существующая цепочка посредников, которые, получая незаслуженную маржу, повышают цены товаров для конечных потребителей.

Необходимо отметить, что для каждой области республики необходимый уровень субсидирования, перечень таких товаров и услуг могут быть разными и меняться со временем. Поэтому долгосрочная программа субсидирования социально-значимых товаров и услуг (далее – Программа субсидирования) должна составляться и утверждаться областными маслихатами самостоятельно с учетом текущей конъюнктуры рынка в регионе.

Бюджетные расходы на финансирование Программ субсидирования должны быть запланированы на долгосрочной основе. В случае сбережения части затрат необходимо представить маслихатам возможность перенаправлять остатки средств на финансирование других социально-значимых расходов.

Проведение ежегодных общественных слушаний Программы субсидирования дает возможность регулярно оптимизировать перечень товаров и услуг, а также постепенно снижать уровень субсидирования и поэтапно переходить на рыночное регулирование социально-значимых товаров без проявления социального недовольства.

Далее рассмотрим вопросы организации субсидирования биржевых товаров, где важным аспектом является механизм оплаты субсидий из областного бюджета. Для этого предлагается рассматривать областной акимат как соучастника биржевых сделок и заключить соглашение с товарной биржей. После совершения сделок товарная биржа направляет запрос на оплату, и каждая сторона – трейдер и областной бюджет – должны произвести безусловную оплату в договорные сроки. Данный механизм оплаты сделки обеспечивает беспрепятственную и эффективную работу товарной биржи при бюджетном софинансировании сделок.

Как обеспечить конкуренцию в бирже социально-значимого товара, когда все трейдеры – участники торга – получают бюджетную субсидию?

Во-первых, трейдеры получают разные условия субсидирования в зависимости от решений областных маслихатов. Поэтому трейдеры не могут идти на сговор друг с другом и вынуждены конкурировать на товарном рынке.

Во-вторых, необходимо предусмотреть механизм субсидирования, когда маржа трейдера зависит от цены биржевого товара: чем меньше цена, тем больше маржа трейдера и, соответственно, меньше затраты на субсидирование из областного бюджета.

При этом размер субсидии биржевого товара должен позволить трейдеру не только покрыть свои расходы, но и получить согласованную маржу. Такой размер субсидирования за единицу товара можно определить по следующей формуле (1):

З1суб = Сtб – (Ср + Р1р + Мtтр) (1)

где Сtб – текущая биржевая цена товара, Ср – оптовая цена реализации социально-значимого товара, устанавливаемая решением областного маслихата, Р1р – удельные расходы трейдера на реализацию (расходы за хранение и транспорт и др.), Мtтр – текущая маржа трейдера.

При отсутствии необходимости субсидирования из областного бюджета (З1суб = 0) можно предусмотреть выплату трейдеру максимальной ставки маржи Мтрmax. Такая минимальная биржевая цена товара, ниже которой выплачивается максимальная ставка маржи, определяется как (2):

Сбmin = Ср + Р1р + Мтрmax (2)

А максимальная биржевая цена (Сбmах) определяется на основе выделенной суммы областного бюджета для субсидирования данного социально-значимого товара (З1субmax) и оптовой цены его реализации (Ср). С учётом того, что при достижении максимальной биржевой цены не будет выплачивается маржа (Мtтр = 0), ее можно определить по следующей формуле (3):

Сбmax = З1субmax + Ср + Р1р (3)

Для стимулирования трейдера в достижении минимальных цен в биржевых сделках маржу трейдера предлагается снижать от максимально значения Мтрmax до нуля в зависимости изменения биржевой цены товара от минимального значения Cбmin до максимального значения Сбmax по линейной зависимости (4):

Мtтр = Мтрmax *Cбmax-СtбCбmax-Сбmin (4)

или по экспоненциальной зависимости (5):

Mтрt=Mтрmax*1-e-4*Cбmax-СбtCбmax-Сбmin (5)

А также можно использовать комбинацию этих методов (6):

Mтрt=Mтрmax*α*1-e-4*Cбmax-СбtCбmax-Сбmin+(1-α)*Cбmax-СбtCбmax-Сбmin (6)

где α – доля экспоненциальной зависимости, параметр которой согласовывается в договоре между областным акиматом и трейдером.

Таким образом, окончательная формула по определению затрат по субсидированию за единицу товара выглядеть следующим образом (7):

Зсуб1=Сбt-Ср+Рр1+Mтрmax*α*1-e-4*Cбmax-СбtCбmax-Сбmin+(1-α)*Cбmax-СбtCбmax-Сбmin (7)

Рассмотрим пример для расчета, когда цена оптовой реализации социально-значимого товара составляет Ср = 40 долл. США/ед., расходы трейдера Р1р = 7 долл. США/ед., а согласованная маржа трейдера Мтрmax = 3 долл. США/ед.

Тогда минимальная биржевая цена товара определяется как Сбmin = Ср + Р1р + Мтрmax = 40 + 7 + 3 = 50 долл. США/ед. Также рассмотрим варианты, когда максимальная цена биржевого товара Сбmax составляют 100, 120, 160, 200 и 240 долл. США/ед.

Результаты расчетов при использовании линейной зависимости снижения маржи трейдера по формуле (4) показан на нижеприведённом рис. 1.

 

Рисунок 1. Зависимость маржи трейдера от биржевой цены (линейная зависимость)

 

Результаты расчетов по формуле (5) с использованием экспоненциальный зависимости представлены на рис. 2

 

Рисунок 2. Зависимость маржи трейдера от биржевой цены (экспоненциальная зависимость)

 

Как видно из представленных выше графиков, использование линейной зависимости приведет к быстрому снижению маржи при росте цены биржевого товара и высокому риску потери доходов трейдера. Применение экспоненциального закона обеспечивает сохранение маржи на начальном этапе роста биржевых цен, но может недостаточно стимулировать трейдера на действия по снижению биржевых цен.

На графиках ниже показано, что именно использование комбинированной формулы (6) позволяет достичь сторонам приемлемых коммерческих условий для субсидирования социально-значимых товаров биржи.

 

Рисунок 3. Зависимость маржи трейдера от биржевой цены при α = 0,8

 

Рисунок 4. Зависимость маржи трейдера от биржевой цены при α = 0,7

 

Рисунок 5. Зависимость маржи трейдера от биржевой цены при α = 0,5

 

Рисунок 6. Зависимость затрат на субсидирование от биржевой цены при α = 0,8

 

Таким образом, правильное определение минимального и максимального значения биржевой цены представляет трейдерам чёткие правила игры субсидирования сделки и позволяет реально конкурировать на товарной бирже.

Необходимо отметить, что планирование расходов областного бюджета на субсидирование должно основываться на достоверном прогнозе биржевой стоимости с учетом утвержденной оптовой цены реализации социально-значимого товара (рис. 6). При некорректном прогнозе биржевой цены будет сложно выбрать по конкурсу трейдера и будет необходимо заново пересмотреть в сторону увеличения оптовую цену реализации товара или бюджетные расходы на субсидирование.

Предложения

На обсуждение предлагается новый подход к субсидированию социально-значимых товаров, который обеспечивает постепенный, согласованный с населением, переход к рыночной цене биржевых товаров. Настоящая статья представлена в порядке дискуссии, приглашаем всех заинтересованных принять участие по озвученному в данной работе вопросу и присылать свои отклики.

×

About the authors

Bakhytzhan K. Khassanov

KMG Engineering LLP

Author for correspondence.
Email: B.Khassanov@niikmg.kz

генеральный директор (председатель Правления)

Kazakhstan, Nur-Sultan

References

  1. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан. – Утв. 4 декабря 2008 г., (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2022 г.). // Bjudzhetnyi Kodeks Respubliki Kazakhstan [Budgetary Code of the Republic of Kazakhstan]. – Utv. 4 dekabrja 2008 g. (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 12.01.2022 g.) [Approved on December 4, 2008, with amendments and additions as of 01/12/2022].
  2. Словарь экономических терминов. – Материалы Информационной системы «Параграф». База «Юрист», 2022. // Slovar' ekonomicheskih terminov [Glossary of economic terms]. – Materialy Informacionnoi sistemy «Paragraf». Baza «Yurist» [The "Paragraph" information system materials. "Lawyer" Base], 2022.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (132KB)
3. Fig. 2

Download (128KB)
4. Fig. 3

Download (130KB)
5. Fig. 4

Download (125KB)
6. Fig. 5

Download (123KB)
7. Fig. 6

Download (94KB)

Copyright (c) 2022 Khassanov B.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies