АНАЛИЗ СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ ТРАНСПОРТИРОВКИ БУРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО СКЛОНАМ
- Авторы: Медетов Ш.М.1, Salpakaeva Р.К.1, Айманова Г.Р.1, Дюсенов А.Т.1, Куанышкалиева А.Ж.1, Карасаева Г.Р.1
-
Учреждения:
- НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
- Раздел: Научные обзоры
- URL: https://vestnik-ngo.kz/2707-4226/article/view/108922
- DOI: https://doi.org/10.54859/kjogi108922
- ID: 108922
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы транспортировки бурового оборудования в условиях пересеченной местности, где особое значение имеют режимы движения при подъеме и спуске по склонам. Проведён анализ скоростных характеристик движения бурового оборудования при различных углах наклона, а также определены факторы, влияющие на устойчивость и безопасность транспортных операций. Для этого построены математические модели движения, учитывающие силу тяги, сопротивление движению и силу трения. Особое внимание уделено динамике движения по склонам. Также анализированы нормативные документы и стандарты, регулирующие безопасность перевозок в сложных природных условиях. Для определения скоростных режимов бурового оборудования составлены уравнения, выражающие теорему об изменении величины движения, а также дифференциальные уравнения, описывающие динамику их наклонного движения. Уравнения учитывают такие параметры, как угол наклона поверхности и коэффициент трения. После составления дифференциальных уравнений было проведено их интегрирование для получения аналитических и численных решений, характеризующих траекторию и скорость движения бурового оборудования. На основании полученных данных была определена скорость движения бурового оборудования по склонам. На основе анализа полученных результатов были определены критические углы подъема, при которых наблюдается значительное снижение скорости, а также режимы спуска, требующие применения эффективного торможения. Предложенные методические подходы могут быть использованы при проектировании маршрутов транспортировки и выборе оптимальных технических параметров бурового оборудования. Работа способствует повышению безопасности и эффективности транспортных процессов в нефтегазовой отрасли. Установлено,что безопасная скорость движения не должна превышать 3-4 м/с при подъеме и 2-2,5 м/с при спуске. Разработанные практические рекомендации позволяют повысить безопасность и надежность транспортировки бурового оборудования по неровной местности. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании маршрутов, выборе технических средств транспортировки и разработке правил эксплуатации бурового оборудования в горной местности.
Об авторах
Шокан Медетович Медетов
НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
Автор, ответственный за переписку.
Email: medetov.76@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-0137-228X
Кандидат технических наук, ассоциированный профессор
КазахстанРаушан Куанышевна Salpakaeva
НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
Email: R.Salpakaeva@aogu.edu.kz
ORCID iD: 0009-0002-5295-8117
Старший преподаватель
Казахстан, Республика Казахстан, г. Атырау, ул.Баймуханова, 45аГульмира Раисовна Айманова
НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
Email: G.Aymanova@aogu.edu.kz
ORCID iD: 0009-0001-4195-755X
Старший преподаватель
Казахстан, Республика Казахстан, г. Атырау, ул.Баймуханова, 45аАслан Темиргалиевич Дюсенов
НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
Email: A.Duysenov@aogu.edu.kz
ORCID iD: 0009-0009-5546-8958
Kандидат технических наук, ассоциированный профессор
Казахстан, Республика Казахстан, г. Атырау, ул.Баймуханова, 45аАйнур Жангабыловна Куанышкалиева
НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
Email: A.Kuanyshkalieva@aogu.edu.kz
ORCID iD: 0009-0002-7518-8071
Магистр, старший преподаватель
Казахстан, Республика Казахстан, г. Атырау, ул.Баймуханова, 45аГулраушан Русланкызы Карасаева
НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева»
Email: g.karasaeva25@aogu.edu.kz
ORCID iD: 0009-0005-6314-7768
Магистр, старший преподаватель
Казахстан, Республика Казахстан, г. Атырау, ул.Баймуханова, 45аСписок литературы
- Ш.У. Ниязбекова, О.В. Назаренко. Современное состояние и перспективы развития нефтегазового сектора Республики Казахстан // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. - № 4 (27).-2018. – С.: 7-14.
- Ш.А. Саипов, Р.З. Фахрутдинов. Современное состояние и пути совершенствования Казахстанской нефтепереработки // Вестник технологического университета. - №10(Т20).- 2017. – С.: 48-52.
- Н.И. Николаев, А.И. Иванов. Повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин в осложненных условиях // Записки горного института. -Т.183. – 2009. – С.: 308-310.
- А.А. Хвалимова, В.А. Крамарь, А.В. Родькина, О.А. Иванова. Выбор типа буровой установки для разведочного бурения в арктических условиях по методу анализа иерархий // Научные проблемы водного транспорта. - №76(3). -2023.-С.: 61-74.
- Л.Б. Бердыгужин, Ж. Аманбаева. История нефтегазовых месторождений Мангистау // Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. - 66(3). – 2022. – С.:27-39.
- Эшанбабаев А.А. «Обеспечение безопасности движения автомобильного поезда на горных дорогах» //ФарПИ «Научно-технический» журнал 2018 год. Том 22, №1.
- Эшанбабаев А.А. Безопасность движения транспортных средств на спусках и подъемах на горных дорогах // Universum: Технические науки 2022 год. №5(98). - С.: 64-66
- Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. и др. Обоснование необходимого времени регулирования давления воздуха в шинах при движении транспортного средства по склону // Научное обозрение. 2014. № 4. С. 116–122.
- Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. Автоматическое регулирование давления воздуха в шинах – фактор безопасного движения колёсных машин на склонах // Техника в сельском хозяйстве. 2014. № 1. С. 13–15.
- Горшков Ю.Г., Бобров С.В., Старунова И.Н. и др. Автоматизация процесса устойчивости колёсной машины при движении по поперечному и продольному склонам // Научное обозрение. 2014. № 12. С. 59–65.
- М.Н. Пономаренко Проблемы содержания автомобильных дорог в горной местности // Дороги и мосты. - № 44. - 2020. - С.: 215-224.
- Эшанбабаев А.А. Обеспечение безопасности движения транспортных средств в горных дорожных условиях // Universum: Технические науки 2022 год. №5(98). - С.: 60-63
- Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. и др. Исследование влияния угла склона на дисбаланс нагружения бортов колёсной машины и изменение направления вектора центра тяжести // Научное обозрение. 2014. № 1. – C.: 28-32.
- Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. Устойчивость колёсных машин на склонах // Интеграция науки и бизнеса в агропромышленном комплексе: матер. Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию Курганской ГСХА (24–25 апреля 2014 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2014. Т. 3. С. 191–195.
- С.И. Маций, Е.В. Безуглова, Д.В. Лейер Специальные защитные мероприятия на горных дорогах от опасных геологических процессов // Сборник трудов конференции «Строительство в горных условиях». - 2017. С.: 73-81.
Дополнительные файлы

